Размещено 1 год назад по предмету
История
от Alinchik
ДОКУМЕНТ 1.
Из статьи историка А. П. Жилина «К вопросу о морально-политическом состоянии русской армии в 1917 г.» (Кн.: «Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории». М., 1994)
Важным итогом идеологической подготовки к войне, проделанной всеми наличествующими тогда средствами, был высокий патриотический подъем в стране накануне августа 1914 года. 96 % подлежащих призыву явились на мобилизационные приёмные комиссии. Если до объявления общей мобилизации численность вооруженных сил России составляла 1 423 000 человек, то после её осуществления, давшей армии прибавление в 3 115 000 человек и проведения дополнительных призывов к концу 1914 г. в строю оказалось свыше 6,5 млн человек.
Характеризуя народные настроения в 1914 г., бывший профессор императорской военной академии генерал Н. Н. Головин писал: «Первым стимулом, толкавшим все слои населения России на бранный подвиг, являлось сознание, что Германия сама напала на нас... Угроза Германии разбудила в народе социальный инстинкт самосохранения. Другим стимулом борьбы, оказавшимся понятным нашему простолюдину, явилось то, что эта борьба началась из необходимости защищать право на существование единокровного и единоверного сербского народа. Это было сочувствие к обиженному младшему брату... Это чувство защитника обиженных славянских народов нашло своё выражение в слове «братушка», которым наши солдаты окрестили во время освободительных войн болгар и сербов и которое так и перешло в народ. Теперь вместо турок немцы грозили уничтожением сербов — и те же немцы напали на нас. Связь обоих этих актов была совершенно ясна здравому смыслу нашего народа.
ДОКУМЕНТ 2.
Из воспоминаний генерала А. А. Брусилова
Даже после объявления войны, прибывшие из внутренних областей России пополнения, совершенно не понимали, какая это война свалилась им на голову, — как будто бы ни с того ни с сего. Сколько раз спрашивал я в окопах, из-за чего мы воюем, и всегда неизбежно получал ответ, что какой-то там эрц-герц-перц с женой были кем-то убиты, а потому австрияки хотели обидеть сербов. Но кто же такие сербы, не знал почти никто А почему немцы из-за Сербии вздумали воевать, было совершенно неизвестно. Выходило, что людей вели на убой неизвестно из-за чего, т. е. по капризу царя Солдат не только не знал, что такое Германия и тем более Австрия, но он понятия не имел о своей матушке России. Он знал свой уезд и, пожалуй, губернию, знал, что есть Петербург и Москва, и на этом заканчивалось его знакомство со своим Отечеством.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ 1-2:
1.2. Сопоставьте документ с документом № 2. В чём различия? Чем, на ваш взгляд, объясняются расхождения авторов во мнении?