Размещено 9 месяцев назад по предмету
Обществознание
от Bober
А. Г. Апресян — современный российский философ
Очевидно, что совершенным не является хорошо воспитанный и естественно, спонтанно2 добрый человек.
Нравственное совершенство не вытекает лишь из воспитания, характера или благоприятных обстоятельств; оно представляет собой результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу, который предполагается нравственным идеалом. Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире, своего отношения к нравственным ценностям и предположения о собственном несоответствии этим ценностям. Оно предполагает автономию3 и внутреннюю свободу человека и его позитивную4 определенность в отношении нравственности. Иными словами, появление стремления к нравственному самосовершенствованию возможно на основе хотя бы минимального совершенства, т. е. внутри пространства нравственности.
Апресян А. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. — М., 1995. — С. 269.
Вопросы и задания: 1. В чем заключается стержневая идея данного текста? Найдите слова, раскрывающие ее. Объясните свой ответ. 2. Почему автор утверждает, что для нравственного совершенства недостаточно лишь воспитания, характера, благоприятных обстоятельств? А как думаете вы? 3. Из чего, по мнению философа, складывается нравственное совершенствование? 4. Сопоставьте фрагмент с материалом учебника. Какие положения параграфа учебника углубляют, конкретизируют данный текст? 5. Какие положения о нравственном совершенствовании вы считаете актуальными для вас? Объясните почему.